Николай Валуев принял участие в субботнике
в железнодорожном депо в Москве
Массовая уборка началась с торжественного митинга, кульминацией акции стала закладка капсулы времени
Начало городских субботников в Москве в 2019 году совпало с днем их 100-летнего юбилея. Ключевым местом уборки стало железнодорожное депо «Москва-Сортировочная», где и зародилась традиция массовых субботников, позже распространившаяся на всю страну, передает корреспондент ТАСС.

Утро 13 апреля порадовало москвичей ясной погодой. В этот день по всему городу проходят субботники: неравнодушные жители и работники предприятий выходят на общественные пространства для уборки территорий от скопившегося за зиму мусора. Одной из самых торжественных уборочных площадок стала территория железнодорожного депо «Москва-Сортировочная», работники которого ровно сто лет назад, 12 апреля 1919 года, провели первый в истории страны субботник.

Великий почин

«Все употребляют фразу: „Ну, с почином тебя“. Но не каждый знает, как она появилась. А ведь начиналось все здесь, в нашем депо, на этом самом месте, где мы стоим. Было тяжелое время, революция, война, паровозы стояли в неисправном состоянии, и чинить их не успевали», — рассказывает Герой Социалистического Труда, почетный железнодорожник, в прошлом машинист локомотивного депо «Москва-Сортировочная» Юрий Чумаченко.

Тогда пятнадцать неравнодушных железнодорожников ночью, после тяжелой рабочей смены, собрались, чтобы безвозмездно привести в порядок локомотивы. Починить предстояло и паровоз Ов-7024, или, как его ласково называют железнодорожники, «овечка».

«Он тогда уже был не новый, его построили на Сормовском паровозостроительном заводе для нужд Московско-Казанской железной дороги. После починки паровоз побывал в разных депо, перебрасывался на Дальний Восток для перевозки воинских эшелонов, его видели в Бресте, в Вильнюсе, в Барановичах — легендарный локомотив прошел через всю страну», — сказал собеседник агентства.

Последние десятилетия паровоз стоит памятником на территории депо «Москва-Сортировочная» как символ железнодорожников, по его гудку начинаются традиционные апрельские субботники. Вот и 13 апреля, спустя век после своего первого почина, знаменитая «овечка» издала мощный гудок — общегородской субботник начался.

На первую весеннюю уборку пришли почетные работники отрасли, ветераны труда, волонтеры и депутаты Госдумы. Массовая уборка началась с торжественного митинга, после чего участники мероприятия приступили к помывке и покраске знаменитого паровоза.

«Практически все коллективы со всей сети железных дорог России на протяжении месяца будут выходить на субботники, приводить в порядок рабочие места. Как и всегда, будут ставиться рекорды. Рекордами славилось и депо „Москва-Сортировочная“: именно здесь первая женщина стала машинистом, первая женщина стала начальником железной дороги, в этом коллективе работали четыре Героя Социалистического Труда — больше таких предприятий в стране не было», — отметил председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров.

Посадил елочку и покрасил колесо

Пришел на уборку депо и первый зампредседателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев. Он признался, что каждый год принимает участие в субботниках, но обычно делает это «по-тихому, не привлекая внимания».

«Я впервые на субботнике в железнодорожном депо. Обычно убираю листву и привожу в порядок газоны рядом с домом, где живу. Сегодня я посадил елочку, покрасил колесо паровоза», — поделился депутат ходом проделанных работ.

Другая часть паровоза «закреплена» для покраски за почетным железнодорожником, помощником председателя правительства Р Ф Геннадием Онищенко. «Когда я учился в школе и в институте, для меня субботник означал начало весны. Этот праздник объединял молодежь. Сегодня у меня самого подрастает десять внуков, я каждому из них рассказываю о красоте этого праздника, как он важен для единения всей нации», — сказал ТАСС Онищенко.

Он рассказал, что здание онкоцентра имени Блохина на Каширском шоссе в Москве построено на деньги, «которые в буквальном смысле слова можно назвать народными». По решению партии и правительства, часть средств, заработанных на субботниках, направлялась на сооружение центра.

«Мало кто знает, но заработанные на субботниках средства направлялись на решение социальных вопросов. Строились детские сады, поликлиники. На таких мероприятиях всегда было много молодежи. Приходили иностранные студенты, чтобы увидеть, как это — выйти на улицы на массовую уборку безвозмездно, по зову сердца», — вспоминает почетный ветеран Московской железной дороги, заслуженный работник транспорта Р Ф Алексей Мамаев.

Капсула времени

Окончив уборку дорожек, председатель Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России Николай Гром поделился мнением о связи качества работы с состоянием окружающей среды. «Сегодня более 300 тыс. железнодорожников вышли на субботники по всей России. Когда все чисто — это и смотрится приятно, и работается более эффективно», — сказал он.

В ходе субботника в депо «Москва-Сортировочная» участники очистили от пыли и прокрасили несколько локомотивов, убрали от скопившейся за зиму грязи внутреннюю территорию депо, покрасили скамейки и высадили несколько новых деревьев. После уборки все желающие подкрепились гречневой кашей на полевой кухне. Кульминацией праздника стала закладка капсулы времени с посланием для будущих поколений железнодорожников.

«Железнодорожники 2019 года — это высокопрофессиональный и сплоченный коллектив компании „Российские железные дороги“, который устремлен в будущее, применяет в своей работе самые передовые технологии <…> Уверены, что наши достижения станут прочным фундаментом вашего успеха и продолжат надежный путь в славное будущее России <…> Приумножайте славные традиции предков, свято храните честь и славу многих поколений железнодорожников», — гласит надпись, обращенная к участникам субботника 2069 года.

Традиция субботников

Как говорится в материалах портала мэра и правительства Москвы, на самый первый массовый столичный субботник жители города вышли 1 мая 1920 года. Убирали Москву вместе с руководством страны в тот день свыше 400 тыс. человек. Однако традиция чистить, мыть и убирать город пошла от столичных железнодорожников, которые 12 апреля 1919 года на станции «Москва-Сортировочная», закончив свою основную смену, бесплатно отремонтировали несколько паровозов.

Впоследствии идею «праздников освобожденного труда», как позже назвал их Владимир Ленин, переняли фабрики и заводы по всей стране. Однако к закату советской эпохи такие мероприятия стали восприниматься как «обуза». Возрождение традиции, где участие граждан в наведении чистоты и порядка — всегда личная инициатива, осознанное волонтерство, а не принуждение, наметилось в последние десять лет.

Субботники в Москве в 2019 году проходят в рамках месячника по благоустройству. В 10:00 13 апреля, как уточнил заммэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков, на уборку вышли более 1,3 млн человек. Планируется промывка шампунем дорог, тротуаров, дворовых территорий, парковочных мест, а также очистка фасадов домов. Кроме того, будет высажено более 2,5 тыс. деревьев и более 7,5 тыс. кустарников.

В этом году для субботников придумали специальный девиз: «Чи100 в парке», отмечая их вековую историю. Второй общегородской субботник в Москве намечен на 20 апреля.

По материалам tass.ru